пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

—в€тые души

Ѕывают такие случаи в жизни, в которых очень трудно признатьс€.

I

—егодн€ утром €, развернув газету и пробега€ от нечего делать отдел объ€влений, наткнулс€ на такую публикацию:

ЂЌатурщица Ц прекрасно сложена, великолепное тело, предлагает художникам услуги по позированиюї.

’и-хи,†Ц засме€лс€ € внутренне.†Ц «наем мы, кака€ ты натурщица. “ака€ же, как € художникЕ

ѕотом € призадумалс€. ѕоехать, что ли? ¬ообще € человек такой серьезный, что мне не мешало бы повести образ жизни немного полегкомысленней. ∆ивут же другие люди, как бабочки, перепархива€ с цветка на цветок. —амые умные, талантливые люди проводили врем€ в том, что напропалую волочились за женщинами. Ћюбовные истории Ѕенвенуто „еллини, фривольные похождени€ гениального Ѕайрона, автора глубоких, незабываемых шедевров, которые останутс€ жить в веках.

Ц†»звозчик!!

¬ глубине большого мрачного двора € отыскал квартиру номер седьмой и позвонил с некоторым замиранием сердца.

ƒверь открыла угрюма€ горнична€ Ц замкнутое в себе существо.

Ц†„то угодно?

Ц†√олубушкаЕ „то, натурщица, вообщеЕ здесь?

Ц†«десь. ¬ы художник? –исовать?

Ц†ƒаЕ €, вообще, иногда занимаюсь живописью. ¬ы скажите тамЕ „то, вообще, мол, все будет как следует.

Ц†ѕожалуйте в гостиную.

„ерез минуту ко мне вошла прекрасно сложенна€, красива€ молода€ женщина в голубом пеньюаре, который самым честным образом обрисовывал ее формы. ќна прот€нула мне руку и приветливо сказала:

Ц†¬ы насчет позировани€, да? ’удожник?

Ђѕора переходить на фривольный тонї,†Ц подумал €.

Ц†’удожник? Ќу что вы! ’е-хе! ќткуда вы могли догадатьс€, что € художник?

ќна засме€лась.

Ц†¬от тебе раз! ј зачем бы вы тогда пришли, если не художник? ¬ академии?

Ц†Ќет, не в академии,†Ц вздохнул €.†Ц Ќе попал.

Ц†«начит, в частной мастерской. ” кого? я общительно погладил ее руку.

Ц† ака€ вы мила€! ј вот догадайтесь!

Ц†ƒа как же можно догадатьс€Е ћастерских много. ¬ы можете быть и у —ивачева, и у √ольдбергера, и у ÷ыгановича. ѕоложим, у ÷ыгановича скульптураЕ Ќу, еще кто есть?.. ѕерепалкин, ƒемидовский, —тремоуховЕ ” —тремоухова, да? ¬ижу по вашим глазам, что угадала.

Ц†»менно, у —тремоухова,†Ц подтвердил €.†Ц  онечно, у него.

ќна оживилась.

Ц†ј! ” ¬асили€ Ёрастыча! Ќу, как он поживает?

Ц†ƒа ничего. ѕить начал, говор€т.

Ц†Ќачал? ƒа он, кажетс€, лет двадцать, как пьет.

Ц†Ќу? Ёх, —тремоухов, —тремоухов! ј € и не знал. ƒумал сначала: вот скромник.

Ц†¬ы ему от мен€ клан€йтесь. я его давно не видалаЕ — тех пор, как он с мен€ Ђдевушку со змеейї писал. я ведь давно позирую.

Ц†ƒа? ¬ы серьезно позируете?†Ц печально спросил €.

Ц†“о есть как Ц серьезно? ј как же можно иначе позировать?

Ц†я хотел сказать: не устаете?

Ц†ќ нет! ѕривычка.

Ц†» неужели совсем раздеваетесь?

Ц†ѕозвольтеЕ ј то как же?

Ц† ак же? я вот и говорю: не холодно?

Ц†ќ, € позирую только дома, а у мен€ всегда 16 градусов. ≈сли хотите, мы сейчас можем поработать. ¬ам лицо, бюст или тело?

Ц†ƒа, да!  онечно!! — удовольствием. я думаю Ц тело. Ѕез сомнени€, тело.

Ц†” вас €щик в передней?

Ц† акойЕ €щик?

Ц†»ли вы с папкой пришли?  арандаш?

Ц†јх, кака€ жалость! ¬едь € забыл папку-то. » карандаш забыл.

я помедлил немного и сказал, обраща€ мысленно взоры к своим патронам: Ѕайрону и Ѕенвенуто „еллини:

Ц†Ќу, да это ничего, что с пустыми рукамиЕ яЕ

Ц† онечно, ничего,†Ц засме€лась молода€ женщина.†Ц ћы это сейчас устроим. јлександр! —аша!

ƒверь, ведуща€ в соседнюю комнату, скрипнулаЕ ѕоказалось добродушное лицо молодого блондина; в руке он держал палитру.

Ц†¬от, познакомьтесь: мой муж. ќн тоже художник. —аша, твой рассе€нный коллега пришел мен€ писать и забыл дома не только краски и холст, но и карандаш и бумагу. ќх уж эта богема! ѕредложи ему что-нибудьЕ

я испугалс€:

Ц†ƒа что вы! ћне неловкоЕ ќчень при€тно познакомитьс€Е я уж лучше домой сбегаю. я тутЕ в трех шагах. яЕ как это называетс€Е

Ц†ƒа зачем же? ƒоска есть, карандаши, кнопки, бумага. ¬прочем, вы, может быть, маслом хотите?

Ц†ћаслом.  онечно, маслом.

Ц†“ак пожалуйста! ” мен€ много холстов на подрамниках. ѕо своей цене уступлю.  ат€, принеси!

Ёта прокл€та€  ат€ уже успела раздетьс€, без вс€кого стеснени€, будто она одна была в комнате. —ложена она была действительно прекрасно, но € почти не смотрел на нее. Ўагала она по комнате как ни в чем не бывало. Ќи стыда у людей, ни совести.

“€жесть легла мне на сердце и придавила его.

Ђѕоколотит он мен€, этот художественный назойливый болван,†Ц подумал € печально.†Ц ѕодумаешь, жрецы искусства!ї

 ат€ притащила €щик с красками, холст и еще вс€кую утварь, в которой € совершенно не мог разобратьс€.

ћуж ее развалилс€ на диване и, гл€д€ в потолок, закурил папироску, а она отошла к окну.

Ц†ѕоставьте мен€,†Ц сказала эта бесстыдница.

Ц†—ами становитесь,†Ц досадливо проворчал €. ќна засме€лась.

Ц†я же не знаю, кака€ вам нужна поза.

Ц†Ќу, станьте так.

я показал ей такую позу, прин€в которую она через минуту должна была замертво свалитьс€ от усталости. Ќо эта  ат€ была выкована из стали. ќна стала в позу и замерлаЕ

II

Ц†„то вы делаете?†Ц удивленно сказал муж —аша.†Ц ¬ы не из того конца тюбика выдавливаете краску.

Ц†¬ы уверены?†Ц нагло засме€лс€ €.†Ц ѕокойный профессор якоби советовал выдавливать краску именно отсюда. “ут она свежее.

Ц†ƒа ведь краска будет сохнуть!

Ц†Ќичего. ¬одой после размочим.

Ц†¬одой?.. ћасл€ную краску?!

Ц†я говорю Ђводойї в широком смысле этого слова. ¬ообще жидкостьюЕ ¬от странна€ вещь,†Ц перебил € сам себ€.†Ц ¬се краски у вас есть, а телесного цвета нет.

Ц†ƒа зачем вам телесный цвет? “акого и не бывает.

Ц†¬ы так думаете? ¬Е художественных письмах јлександра Ѕенуа пр€мо указываетс€, что тело лучше всего писать телесным цветом!

Ц†ѕозвольтеЕ ƒа вы писали когда-нибудь масл€ными красками?

Ц†—колько раз! –аз дес€ть, если не больше.

Ц†» вы не знаете смешени€ красок?

Ц†я-то знаю, но вы, € вижу, не читали многотомного труда члена дрезденской академии искусств барона ‘укса Ђ»скусство не смешивать краскиї.

Ц†Ќет, этого € не читал.

Ц†“о-то и оно. ј что же тут нет кисточки на конце? ќдна ручка осталась и шишечкаЕ

Ц†Ёто муштабель. Ќеужели вы не знаете, что это такое?

Ц†я-то знаю, но вы, наверное, не читали Ђ«аписок живописцаї Ўиндлера-Ѕарнай, в которыхЕ ¬прочем, не будем отрыватьс€ от работы.

Ц†ѕодвигаетс€?†Ц спросил —аша.

Ц†ƒаЕ понемногу. “ише едешь Ц дальше будешь, как говоритс€.

—аша встал и взгл€нул из-за моего плеча на холст.

Ц†√м!

Ц†„то? Ќравитс€?

Ц†ЁтоЕ оченьЕ оригинально. я бы сказал Ц даже не похоже.

Ц†Ѕывают разные толковани€,†Ц успокоил €.†Ц «ол€ сказал: Ђ∆изнь должна преломл€тьс€ сквозь призму мировоззрени€ художникаї.

Ц†“ак-то оно такЕ Ќо вы замечаете, что у нее грудь Ц на плече?

Ц†“ак на своем же,†Ц резонно возразил €.

Ц†—транный ракурс.

Ц†¬ы думаете? Ётот? я его сделаю пожелтее.

Ц†ѕри чем тут Ђжелтееї? –акурс от цвета не зависит.

Ц†Ќе скажите. ѕокойный  уинджи утверждал противное.

Ц†√м! ћожет быть, может бытьЕ ¬ы не находите, что на левой ноге один палец немногоЕ лишний?..

Ц†√де? Ќу что вы! –аз, два, три, четыре, п€тьЕ шестьЕ ј! Ёто тень. Ёто € тень так сделалЕ ¬прочем, можно ее и стереть.

Ц† онечно, можно. “олько вы напрасно все тело пишете индейской желтой.

Ђ¬от осел-то,†Ц подумал €.†Ц “елесной краски, говорит, нету, а потом сам же к цвету придираетс€ї.

Ц†я вижу,†Ц саркастически заметил €,†Ц что вам просто мо€ работа не нравитс€.

Ц†ѕомилуйте,†Ц деликатно возразил —аша.†Ц я этого не говорю. „увствуетс€ исканиеЕ новых форм. –исунок, правда, сбит, лини€ хромает, ноЕ “еперь вообще ведь всюду рисунок упал.†Ц » он с неожиданной откровенностью закончил: Ц —казать вам откровенно: сколько € ни наблюдаю Ц живопись теперь падает. ћою жену часто приход€т писать художники. ¬от так же, как вы. » что же! ” мен€ осталось несколько их карандашных рисунков, по которым вы смело можете сказать, что живописи в –оссии нет. ћне это больно говорить, но это так! ѕогл€дите-ка сюда!

ќн вытащил из угла огромную папку и стал показывать мне лист за листом.

Ц†»звольте видеть. — самого первого дн€, как жена поместила объ€вление о своем позировании Ц к нам стали €вл€тьс€ художники, но что это все за убожество, бездарность и беспомощность в рисунке! ќ колорите € уже не говорю! ѕолюбуйтесь! » эти люди Ц адепты русского искусства, призванные насаждать его, развивать художественный вкус толпы. ќдин молодец Ц вы видите Ц рисует левую руку на поларшина длиннее правой. » как рисует! Ќи чувства формы, ни пон€ти€ о ракурсе! “ак, ей-богу, рисуют гимназисты первого класса! ” этого голова сидит не на шее, а на плече, живот спустилс€ на ноги, а ноги Ц найдите-ка вы, где здесь колено? ¬ы его днем с огнем не сыщете. » ведь пишут не то что зеленые юноши! Ѕольшею частью люди на возрасте или даже старики, убеленные сединами.  ак они учились?  аков их художественный багаж? ¬ы не поверите, как все это т€жело мне. ћы с женой искренно любим искусство, но разве это Ц искусство?!

ƒействительно, никогда мне не приходилось видеть большего количества уродов, нарисованных беспомощной рукой пь€ного или ребенка: искривленные ноги, вздутые животы, глаза, вылезшие на лоб, и губы, т€нущиес€ наискось от уха к подбородку.

Ѕедна€  ат€!

я бросил косой взгл€д на свой этюд, вздрогнул и сказал с тайным ужасом:

Ц†Ќу, € пойдуЕ ƒокончим это когда-нибудьЕ послеЕ

—аша ушел в свою комнату.  ат€ закуталась в халатик, подошла к моему этюду и вдругЕ залилась слезами.

Ц†„то с вами, мила€?! „то такое?

Ц†я не понимаю: зачем он мен€ успокаивает, зачем деликатничает!

Ц† то?

Ц†—аша. я сама вижу, € все врем€, на всех рисунках вижу, кака€ € отвратительна€, безобразна€. ј он говорит: ЂЌет, нет Ц ты красива, а только теб€ не умеют рисоватьї. Ќу, предположим, один не умеет, другой, третий, но почему же Ц все?!!