пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

–азговор в школе

ѕосв€щаю јриадне –умановой

Ќельз€ сказать чтобы это были два враждующих лагер€. Ќет Ц это были просто два противоположных лагер€. ƒва непонимающих друг друга лагер€. ƒва снисходительно относ€щихс€ друг к другу лагер€.

ќдин лагерь заключалс€ в высокой бледной учительнице Ђшколы дл€ мальчиков и девочекї, другой лагерь был числом побольше. –аскинулс€ он двум€ дес€тками стриженых или украшенных скудными косичками головок, склоненных над ветхими партамиЕ ¬се головы, как единообразно вывихнутые, скривились на левую сторону, все €зыки были прикушены маленькими мышиными зубенками, а у –юхина јндре€ от излишка внимани€ даже тонка€ нитка слюны из угла рта выползла.

—крип грифелей, запах полувысохших чернил и вздохи, вздохи Ц то облегчени€, то натуги и напр€жени€ Ц вот чем наполн€лась больша€ полутемна€ комната.

ј за открытым окном, вызолоченные до половины солнцем, качаютс€ старые акации, а кака€-то задорна€ суетлива€ пичуга раскричалась в зелени так, что за нее делаетс€ страшно Ц вдруг разрыв сердца! ј издали, с реки, донос€тс€ крики купающихс€ мальчишек, а лучи солнца, ласковые, теплые, как рука матери, провод€ща€ по головенке своего любимца, лучи солнца льютс€ с синего неба. ’орошо, черт возьми! «авизжать бы что-нибудь, захрюкать и камнем вылететь из пыльной комнаты тихого училища Ц побежать по сонной от зно€ улице, выделыва€ ногами самые неожиданные курбеты.

Ќо нельз€. Ќужно учитьс€.

Ќеожиданно среди общей творческой работы  ругликову  апитону приходит в голову сокрушительный вопрос:

Ђј зачем, в сущности, учитьс€? ƒействительно ли это нужно?ї

 ругликов  апитон Ц человек смелый и за словом в карман не лезет.

Ц†ј зачем мы учимс€?†Ц спрашивает он, в упор гл€д€ на прохаживающуюс€ по классу учительницу.

√лаза его округлились, выпуклились, отчасти от любопытства, отчасти от ужаса, что он осмелилс€ задать такой жуткий вопрос.

Ц†„удак, ей-богу, ты человек,†Ц усмехаетс€ учительница, провод€ м€гкой ладонью по его голове против шерсти.†Ц  ак зачем? „тобы быть умными, образованными, чтобы отдавать себе отчет в окружающем.

Ц†ј если не учитьс€?

Ц†“огда и культуры никакой не будет.

Ц†Ёто какой еще культуры?

Ц†ЌуЕ так тебе трудно сказать. я лучше всего объ€сню на примере. ≈сли бы кто-нибудь из вас был в Ќью-…оркеЕ

Ц†я была,†Ц раздаетс€ тонкий писк у самой стены.

¬се изумленно оборачиваютс€ на эту отважную путешественницу. „то такое? ќткуда?

ќчевидно, в школах водитс€ особый школьный бесенок, который вертитс€ между партами, толкает под руку и выкидывает, вообще, вс€кие крендел€, которые потом сваливает на ни в чем не повинных учениковЕ ќчевидно, это он дернул Ќаталью ѕашкову за жиденькую косичку, подтолкнул в бок, шепнул: Ђ—кажи, что была, скажи!ї

ќна и сказала.

Ц†—тыдно врать, Ќаталь€ ѕашкова. Ќу когда ты была в Ќью-…орке? — кем?

Ќаталь€ рада бы сквозь землю провалитьс€: действительно Ц черт ее дернул сказать это, но слово, что воробей: вылетит Ц не поймаешь.

Ц†ЅылаЕ ей-богу, былаЕ ѕозавчераЕ с папой. Ћожь, сплошна€ ложь: и папы у нее нет, и позавчера она была, как и сегодн€, в школе, и до Ќью-…орка три недели езды.

Ќаталь€ ѕашкова легко, без усилий, разоблачаетс€ всем классом и, плачуща€, растер€нна€, окруженна€ общим молчаливым презрением,†Ц погружаетс€ в ничтожество.

Ц†“ак вот, дети, если бы кто-нибудь из вас был бы в Ќью-…орке, он бы увидел огромные многоэтажные дома, сотни несущихс€ вагонов трамва€, электричество, подъемные машины, и все это Ц благодар€ культуре. Ѕлагодар€ тому, что пришли образованные люди. ј знаете, сколько лет этому городу? Ћет сто Ц полтораста Ц не больше!!

Ц†ј что было раньше там?†Ц спросил –юхин јндрей, выгиба€ натруженную работой спину так, что она громко затрещала: будто орехи кто-нибудь просыпал.

Ц†–аньше? ј вот вы сравните, что было раньше: раньше был непроходимый лес, перепутанный лианами. ¬ лесу Ц разное дикое зверье, пантеры, волки; лес переходил в дикие луга, по которым бродили огромные олени, бизоны, дикие лошадиЕ ј кроме того, в лесах и на лугах бродили индейцы, которые были страшнее диких зверей Ц убивали друг друга и белых и снимали с них скальп. ¬от вы теперь и сравните, что лучше: дикие пол€ и леса со зверьем, индейцами, без домов и электричества или Ц широкие улицы, трамваи, электричество и полное отсутствие диких индейцев?!

”чительница одним духом выпалила эту тираду и победоносно огл€дела всю свою команду: что, мол, съели?

Ц†¬от видите, господаЕ » разберите сами: что лучше Ц культура или такое житье? Ќу, вот ты,  ругликов  апитонЕ —кажи ты: когда, значит, лучше жилось Ц тогда или теперь?

 ругликов  апитон встал и, после минутного колебани€, пробубнил, как майский жук:

Ц†“огда лучже.

Ц†„то?! ƒа ты сам посуди, чудак: раньше было плохо, никаких удобств, всюду звери, индейцы, а теперь дома, трамваи, подъемные машиныЕ Ќу?  огда же лучше Ц тогда или теперь?

Ц†“огда.

Ц†јх ты √осподиЕ Ќу вот ты, ѕолторацкий,†Ц скажи ты: когда было лучше Ц раньше или теперь?

ѕолторацкий недоверчиво, исподлобь€ гл€нул на учительницу (а вдруг единицу вкатит) и уверенно сказал:

Ц†–аньше лучше было.

Ц†ќ Ѕог мой!! —лизн€ков, √авриил!

Ц†Ћучше было. –аньшее.

Ц†ѕрежде всего Ц не ранышее, а раньше. ƒа что вы, господа,†Ц затмение у вас в голове, что ли? “ут вам и дома, и электричествоЕ

Ц†ј на что дома?†Ц цинично спросил толстый ‘итюков.

Ц† ак на что? ј где же спать?

Ц†ј у костра? «авернулс€ в оде€ло и спи сколько влезет. »ли в повозку залезь! ѕовозки такие были. ј то подумаешь: дома!

» он погл€дел на учительницу не менее победоносно, чем до этого смотрела она.

Ц†Ќо ведь электричества нет, темно, страшноЕ —емен «аволдаев снисходительно погл€дел на разгор€чившуюс€ учительницуЕ

Ц†“емно? ј костер вам на что? Ћесу много Ц жги сколько влезет. ј днем и так себе светло.

Ц†ј вдруг зверь подберетс€.

Ц†„асового с ружьем нужно выставл€ть, вот и не подберетс€. ƒело известное.

Ц†ј индейцы подберутс€ сзади, схват€т часового да на васЕ

Ц†— индейцами можно подружитьс€. ≈сть хорошие племена, приличныеЕ

Ц†ƒелаварское плем€ есть,†Ц поддержал кто-то сзади.†Ц ќни белых люб€т. ¬ крайнем случае можно на мустанге ускакать.

—триженые головы сдвинулись ближе, будто чем-то объединенные,†Ц и голоса затрещали, как сотн€ воробьев на ветках акации.

Ц†ј у городе у вашем одного швейцара на лифте раздавилоЕ ¬от вам и город.

Ц†ј у городе мальчик недавно под трамвай попал!

Ц†ƒа просто у городе у вашем скучно Ц вот и все,†Ц отрубил —лизн€ков √авриил.

Ц†—кверные вы мальчишки Ц просто вам не приходилось быть в лесу среди диких зверей Ц вот и все.

Ц†ј € была,†Ц пискнула Ќаталь€ ѕашкова, которую не оставл€л в покое школьный бес.

Ц†¬рет она,†Ц загудели ревнивые голоса.†Ц „то ты все врешь да врешь. Ќу, если ты была Ц почему теб€ звери не съели, ну, говори!

Ц†—танут они вс€кую заваль лопать,†Ц €звительно пробормотал  ругликов  апитон.

Ц† ругликов!

Ц†ј чего же онаЕ ¬ы же сами говорили, что врать Ц грех. ¬рет, ей-богу, все врем€.

Ц†Ќе врать, а лгать. ќднако послушайте: вы, очевидно, мен€ не пон€лиЕ Ќу как же можно говорить, что раньше было лучше, когда теперь есть и хлеб, и масло, и сахар, и пирожное, а раньше этого ничего не было.

Ц†ѕирожное!!

”дар был очень силен и меток, но  ругликов  апитон быстро от него оправилс€:

Ц†ј плоды разные: финики, бананы Ц вы не считаете?! » покупать не нужно Ц ешь сколько влезет. ’лебное дерево тоже есть Ц сами же говорилиЕ сахарный тростник. ”бил себе бизона, нав€лил м€са и гул€й себе, как барин.

Ц†–ечки там тоже есть,†Ц поддержал сбоку опытный рыболов.†Ц «агни булавку да лови рыбу сколько твоей душеньке угодно.

”чительница прижимала обе руки к груди, бегала от одного к другому, кричала, волновалась, описывала все прелести городской безопасной жизни, но все ее слова отбрасывались упруго и ловко, как м€чик. ќба лагер€ совершенно не понимали друг друга.  ультура €вно трещала по всем швам, энергично осажденна€, атакованна€ индейцами, кострами, пантерами и баобабамиЕ

Ц†ѕросто вы все скверные мальчишки,†Ц пробормотала уничтоженна€ учительница, лишний раз щегольнув нелогичностью, столь свойственной ее слабому полу.†Ц ѕросто вам нрав€тс€ дикие игры, стрел€ние из ружь€ Ц вот и все. ¬от мы спросим девочекЕ  лавди€  ошкина Ц что ты нам скажешь?  огда лучше было Ц тогда или теперь?

ќтвет был ударом грома при €сном небе.

Ц†“огда,†Ц качнув огрызком косички, сказала веснушчата€, бледнолица€  ошкина.

Ц†Ќу почему? Ќу, скажи ты мне Ц почему, почему?..

Ц†“равка тогда былаЕ € ллюблюЕ ÷веты были.

» обернулась к  ругликову Ц признанному специалисту по дикой, первобытной жизни:

Ц†÷веты-то были?

Ц†—колько влезет было цветов,†Ц оживилс€ специалист,†Ц огромадные были Ц тропические. «доровенные, пахнут тебе Ц рви сколько влезет.

Ц†ј в городе черта пухлого найдешь ты цветы. ѕаршивенька€ роза рубль стоит.

ѕосрамленна€, уничтоженна€ учительница заметалась в последнем предсмертном усилии:

Ц†Ќу, вот пусть нам  ат€ »ваненко скажетЕ  ат€!  огда было лучше?

Ц†“огда.

Ц†ѕочему?!!

Ц†Ѕизончики были,†Ц нежно проворковала крохотна€ девочка, умильно склонив светлую головенку набок.

Ц† акие бизончики?.. ƒа ты их когда-нибудь видела?

Ц†—кажи Ц видела!†Ц шепнула подталкиваема€ бесом ѕашкова.

Ц†я их не видела,†Ц призналась простодушна€  ат€ »ваненко.†Ц ј только они, наверное, хорошенькиеЕ†Ц », совсем закрыв глаза, простонала: Ц Ѕизончики такиеЕ ћохнатенькие, с мордочками. я бы его на руки вз€ла и в мордочку поцеловалаЕ

 ругликов Ц специалист по дикой жизни Ц дипломатически промолчал насчет неосуществимости такого буколического намерени€ сентиментальной »ваненко, а учительница нахмурила брови и сказала срывающимс€ голосом:

Ц†Ќу хорошо же! ≈сли вы такие Ц не желаю с вами разговаривать.  ончайте решение задачи, а кто не решит Ц пусть тут сидит хоть до вечера.

» снова наступила тишина.

» все решили задачу, кроме бедной, чистой сердцем  атерины »ваненко: бизон все врем€ сто€л между ее глазами и грифельной доскойЕ

—идела маленька€ до сумерок.