пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

ќ дет€х (ћатериалы дл€ психологии)

” детей всегда бывает странный, часто недоступный пониманию взрослых уклон мыслей.

ћысли их идут по какому-то своему пути; от образов, которые складываютс€ в их мозгу, веет прекрасной дикой свежестью.

¬от несколько пуст€ков, которые запомнились мне.

I

ќдна маленька€ девочка, обн€в мою шею ручонками и уютно примостившись на моем плече, рассказывала:

Ц†∆ил-был слон. ¬от однажды пошел он в пустыню и лег спатьЕ » снитс€ ему, что он пришел пить воду к громадному-прегромадному озеру, около которого сто€т сто бочек сахару. Ѕольших бочек. ѕонимаешь? ј сбоку стоит громадна€ гора. » снитс€ ему, что он сломал толстыйпретолстый дуб и стал разламывать этим дубом громадные бочки с сахаром. ¬ это врем€ подлетел к нему комар. Ѕольшой такой комар Ц величиной с лошадьЕ

Ц†ƒа что это, в самом деле, у теб€,†Ц нетерпеливо перебил €.†Ц ¬се такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар громадный, бочек сто штукЕ

ќна загл€нула мне в лицо и с видом превосходства пожала плечами:

Ц†ј как же бы ты думал. ¬едь он же слон?

Ц†Ќу, так что?

Ц†» потому что он слон, ему снитс€ все большое. Ќе может же ему приснитьс€ стекл€нный стаканчик, или чайна€ ложечка, или кусочек сахара.

я промолчал, но про себ€ подумал: ЂЋегче девочке постигнуть психологию сп€щего слона, чем взрослому человеку Ц психологию девочкиї.

II

«наком€сь с одним трехлетним мальчиком крайне сосредоточенного вида, € вз€л его на колени и, не зна€, с чего начать, спросил:

Ц† ак ты думаешь: как мен€ зовут? ќн осмотрел мен€ и ответил, честно гл€д€ в мои глаза:

Ц†я думаю Ц јндрей »ваныч.

Ќа бессмысленный вопрос € получил ошибочный, но вежливый, дышащий достоинством ответ.

III

ќднажды летом, гост€ у своей замужней сестры, € улегс€ после обеда спать.

ѕроснулс€ € от удара по голове, такого удара, от которого мог бы развалитьс€ череп.

я вздрогнул и открыл глаза.

“рехлетний крошка сто€л у постели с громадной палкой в руках и с интересом мен€ разгл€дывал. “ак мы долго молча смотрели друг на друга. Ќаконец он с любопытством спросил:

Ц†„то ты лопаешь?

я думаю, этот поступок и вопрос были вызваны вот чем: брод€ по комнатам, малютка забралс€ ко мне и стал рассматривать мен€, сп€щего. ¬ это врем€ € во сне, веро€тно, пожевывал губами. ¬се, что касалось жевани€ вообще и пищи в частности, очень интересовало малютку. „тобы привести мен€ в состо€ние бодрствовани€, малютка не нашел другого способа, как сходить за палкой, треснуть мен€ по голове и задать единственный вопрос, который его интересовал:

Ц†„то ты лопаешь? ћожно ли не любить детей?