»стори€ первого дневника

я никогда не вел дневника. ≈динственна€ попытка в этом направлении потерпела обидную неудачу. —обственно, это был даже не дневник, а просто список всего того, что €, гимназист п€того класса, успел сделать в течение двух недель по отношению к тем добрым воспитател€м, которые следили за моим успехом и поведением. «десь было подробное описание удачной кражи тетрадей с письменными упражнени€ми у рассе€нного математика, незаметно прошедша€ п€терка, умело вставленна€ во врем€ перемены в журнале отца законоучител€, и масса других удовольствий, более интересных дл€ переживаемого тогда момента, чем дл€ опубликовани€ их теперь. ќписание каждого случа€ было сопровождено краткими и искренними характеристиками потерпевших. ƒолжно быть, юношеский порыв и искра литературного таланта помогли мне сделать это интересно и живо, потому что, когда дневник, случайно забытый в парте, попал в руки директора, он читалс€ вслух целым педагогическим советом, собравшимс€ специально дл€ этих, в сущности, незначительных проб пера.

ƒневник произвел, очевидно, сильное впечатление, потому что все единогласно решили сразу предоставить дл€ развити€ начинающегос€ таланта более широкую плоскость, чем скромные стены провинциальной классической гимназии.

ƒобрые мои родители смотрели на это совершенно иначе.

Ц†¬ам придетс€ вз€ть вашего сына из гимназии,†Ц вежливо, но определенно предложил директор,†Ц он занимаетс€ нехорошими вещами.

Ц†” этого мальчишки удивительно розный характер,†Ц подтвердили этот факт родители,†Ц дома он тоже занимаетс€ ими.

Ќайд€ сочувствующие души, директор ознакомил их с моими заметками и наблюдени€ми. ѕоложительно, несмотр€ на свое авторское чувство и €вную молодость, € не придавал им столько значени€, как эти зрелые и спокойные людиЕ

Ц†¬озьмите уж. ¬месте с бумагами. —ынка-то вашего.

–одители посоветовались и решительно отказались от этого заманчивого предложени€.

Ц†Ќе надо нам этого сынкаЕ

Ќе знаю, сколько времени продолжалс€ бы этот некрасивый торг моей неопытной жизнью, но когда € увидел, что мне придетс€ подыскивать себе не только новую гимназию, но и новый дом, что вызвало бы массу осложнений перед наступающим закатом,†Ц € решил положить этому конец.

Ц†я больше не буду,†Ц неискренне сказал €, выдвига€сь из-за естественного прикрыти€, стекл€нной двери директорского кабинета,†Ц извин€юсь.

ћое по€вление не вызвало взрывов восторга, ни трогательного молчани€.

ќтец почему-то сразу вспомнил недостатки моего воспитани€ и, внутренне терза€сь ими, сокрушенно сказал:

Ц†Ёх, тыЕ ƒрали теб€ мало.

ћать, эта добра€ женщина, опора своего мужа во всех затруднительных случа€х, поддержала его туманной надеждой:

Ц†Ќичего еще. ¬рем€ не ушло.

ƒиректор, уловив мое обещание, придралс€ к случаю.

Ц†ѕеред кем ты извин€ешьс€, негод€й? ѕеред кем?

ќбращение мне несколько не понравилось, но € решил не обращать на него внимани€; раз € смогу остатьс€ в гимназии Ц свои люди, сочтемс€Е

Ц†ѕеред кем извин€ешьс€?..

¬ душе € прекрасно понимал, что извин€тьс€ за мою наблюдательность и т€готение к литературному творчеству мне не перед кем, но так как мной было довольно умело затронуто много лиц, € решил перевести дело на подкладку широкой общественности.

Ц†ѕеред всеми.

Ц†ј знаешь, за что извин€ешьс€?

—падать с тона было неудобно, и, не мен€€ позиции, € довольно непринужденно дал и этот ответ.

Ц†«а все.

Ц†Ѕольше не будешь?†Ц с нескрываемым недоверием спросил директор, очевидно не желавший, вопреки моим намерени€м, прекратить разговор.

Ц†Ќе буду.

Ц†ј что ты не будешь?

Ќе в моих интересах, конечно, было рассказывать все то, что € мог бы сделать дл€ специальных заседаний педагогического совета и чего впредь обещалс€ не делать. ѕоэтому и этот ответ € постаралс€ замаскировать в неопределенную форму.

Ц†¬се.

Ц†ѕакости не будешь писать?

“ак как все написанное мною в дневнике € считал исключительной правдой, продуманной и прочувствованной, имеющей целью ознакомить с собой, кроме близких товарищей, еще и подрастающее поколение четвертого класса,†Ц это обещание € дал радостно.

Ц†Ќе буду.

Ц†„естное слово?

Ц†„естное слово.

∆ела€ себ€ и гимназию обезопасить на будущее, директор решил в хронологическом пор€дке набрать с мен€ несколько дес€тков совершенно лишних честных слов.

Ц†ј тетрадки красть не будешь?

Ц† ак, он и тетрадки крал?†Ц без особенно радостного чувства осведомились родители.

Ц† рал,†Ц безропотно подтвердил €.

Ц†Ќе с тобой, мерзавец, разговариваютЕ

Ќа этот раз €, действительно, поторопилс€ с частичной откровенностью. ¬се равно этот прискорбный факт был бы и не мной доведен до сведени€ этих людей.

Ц†Ќеужели у товарищей крал?..

Ц†” учител€,†Ц не оправдывающе по€снил директор и, не совсем, очевидно, довер€€ взгл€дам моих родителей на этот счет, резюмирующе добавил: Ц Ёто хуже.

Ц† ралЕ Ѕоже мой, неужели крал?..

’от€ в этом случае и не требовалось моего утверждени€, но € решил и здесь поставить точку над и:

Ц†„естное слово.

Ц†ћожет, он еще что-нибудь делал?

Ѕудь директор осведомлен и о тех событи€х, которые произошли по моей вине, но, к счастью, еще не успели попасть в дневник, у него хватило бы еще на полчаса разговораЕ Ќа этот раз он решил перен€ть мою систему и загадочно кинул:

Ц†ћного еще делалЕ

ѕользу€сь подход€щим моментом, мать решила заплакать.

Ц†ѕлачь, плачь,†Ц подбодрил ее отец,†Ц вырастили сынкаЕ

Ц†ƒа уж, сынокЕ†Ц неопределенно вставил директор,†Ц сыночекЕ

Ќастроение было €вно не в мою пользу. Ќи с какой выгодой дл€ себ€ € его использовать бы не смог. ѕоэтому, только из деликатности, € решил поддержать свое предложение.

Ц†ѕримите обратно уж этого щенка,†Ц поддержал мен€ отец, конечно, не в той форме, в какой мне было при€тно,†Ц без обеда его оставл€йте, в карцер сажайте, в угол, что ли, ставьтеЕ

ѕо-видимому, несмотр€ на нашу совместную жизнь, отец плохо понимал мен€, если мог думать, что именно только ради предложенной им программы € хочу остатьс€ в гимназии. я решил молчать.

—лово, по характеру момента, принадлежало директору. Ёто было очень нехорошее слово:

Ц†¬озьмите его. я ничего не могу сделатьЕ

Ц†«начит, совсем?

Ц†—овет еще подумает, но пока держать такого человека в гимназииЕ

Ц†ѕойдем, ≈вгений,†Ц коротко предложил отец,†Ц поучилс€, будетЕ

Ц†ћожно книги вз€ть?.. »з классаЕ ¬ парте ониЕ

“он, каким была произнесена эта просьба, плохо напоминал последнее слово приговоренного, потому что директор со злобой, посмотрев на мен€, кинул:

Ц†»ди. ƒа только не торчи долго в классеЕ «наю € теб€Е

” нас было обоюдное знание друг друга.

¬ классе, где сейчас была перемена, мой вкат по паркетному полу был встречен общим шумным сочувствием.

Ц†Ќу, как? Ѕыли? √де он сам? ј что отец с матерью? ƒа ты говориЕ

я выдержал достойную паузу и поделилс€ сведени€ми о собственной судьбе.

Ц†¬ышибли, братцыЕ

Ц†Ёто “ыква на совете тебе подпакостилЕ ≈й-богуЕ

Ц†Ќу да, “ыкваЕ ќн добрыйЕ Ёто јлешка нагнусил.

Ц†ј разбить ему в коридоре морду, будет тогдаЕ

Ц†“ы не куксисьЕ ѕримут ещеЕ

Ц†ћолодчагаЕ ¬ышибли, а он ничегоЕ

ѕоложительно здесь € встречал несравненно больше сочувстви€, чем там, где € был несколько минут тому назад. ”читыва€ это, € решил оставить о себе хорошую пам€ть.

Ц†” мен€, братцы, там мел натерт дл€ немца, в кафедру насыпатьЕ ¬ы уж как-нибудь самиЕ

Ц†“ы уж не беспокойс€. ƒаром не пропадет, насыплемЕ ” теб€ еще там два гвозд€Е

Ц†Ёто так, в пол вбить. Ќа вс€кий случай. ћожет, кто зацепитс€Е

Ќекоторые из при€телей и единомышленников по описанным в дневнике случа€м решили предложить чисто коллективную помощь.

Ц†ј мы, брат, забастуем, когда уйдешьЕ

Ц†ј какие требовани€-то предъ€вите?

Ц†Ёкономические. „тобы теб€ вернули.

Ц†—пасибо, братцыЕ Ќу, прощайтеЕ —енька, сегодн€ вечером приходи ко мнеЕ

Ц†ј ты куда сейчас?..

Ц†Ќа рекуЕ —ниму штаны и с сеткой пойду по мал€вкамЕ

Ц†A y нас еще три урокаЕ ¬от чертЕ ƒней п€ть шл€тьс€ будешьЕ

 ажетс€, что, уйд€ из класса, € оставил там немало людей, искренне завидовавших моему неожиданному положению.

ƒомой € возвращалс€ с отцом и матерью. Ёто была очень невесела€ группа. я шел спереди, с ранцем за плечами, искренне довольный тем обсто€тельством, что сейчас € смогу спокойно позавтракать дома хорошей €ичницей, выпить кофе и, так как дома мое присутствие будет всем напоминать о семейном горе, уйти шл€тьс€ по городу. Ќа реку, конечно, € бы все равно не пошел Ц летом еще набегаюсь. ќтец шел сзади и говорил много лишнего.

Ц†”х, как и драть € его буду,†Ц делилс€ он впечатлени€ми с матерью,†Ц сниму что надо да ремнемЕ

ћать, наверное, по своим чисто практическим соображени€м находила, что эта мера может доставить только бесполезное удовольствие отцу и никакого педагогического значени€ не имеет:

Ц†ѕроберешь этакогоЕ ≈го оглоблей надоЕ

Ц†» оглоблей буду,†Ц не стесн€лс€ в средствах отец,†Ц всем будуЕ

—казать, чтобы все эти обещани€ действовали на душу, как успокаивающа€ музыка, € не мог, но отвечать на улице было бесполезно. », только прид€ домой, € решил, что пора заговорить и мне.

Ц†Ѕить будете?†Ц хмуро спросил €, твердо уверенный, что мен€ никто не тронет пальцем.

Ц†Ѕудем,†Ц упр€мо ответил отец,†Ц непременноЕ »з гимназии вышвырнулиЕ

Ц†ј € туда обратно вшвырнусьЕ

Ц†ƒа кто теб€ примет-то?..

Ц† то вышиб, тот и приметЕ

ќтцу, по-видимому, это показалось вполне возможным. ќн искоса посмотрел на мен€ и стал снимать сюртук. ќставл€ть мен€ без приличного возмезди€ ему все-таки не хотелось, и тоном, уже менее суровым, он довел до моего сведени€, что хочет отдать мен€ в мальчишки к портному.

“ак как это было придумано совсем неумно, € даже не стал спорить.

Ц†ќтдавай.

Ц†“ы с кем разговариваешь, негод€й?

Ц†— тобой.

Ц†“о-то, Ђс тобойїЕ “ы чего здесь торчишь?

Ц†≈сть хочетс€Е

Ц†ѕозовут, когда надоЕ

Ц†ћама уже накрываетЕ

Ц†»ди, идиЕ —кажи, что сейчас приду тожеЕ

„ерез две недели мен€ снова прин€ли в гимназию.

Ц†Ќу, как,†Ц с плохо заметной строгостью спросил мен€ отец, когда € в первый раз после перерыва пришел из гимназии,†Ц жмут?

Ц†ѕуст€киЕ «абыли всеЕ

Ц†ј этот вот, которого ты кокосовым орехом назвал у себ€ там?

Ц†ЌичегоЕ ѕозубрю завтра.

Ц†Ќу, зубри, зубриЕ†Ц », потер€в педагогическую нить, отец вдруг оторвалс€ от газеты: Ц  огда, брат, € в школе училс€, был у нас чех одинЕ “ак мы ему перца толченого в журнал сыпалиЕ

Ц†“абаку нюхательного лучшеЕ

Ц†„ихает?

Ц†„ихаетЕ я одному вчера так и сделалЕ

Ц†ј не попадешьс€?

Ц†„его тамЕ

Ц†Ќу то-тоЕ “ы только матери не говори, а то она, понимаешьЕ плакать начнет,†Ц извин€ющимс€ тоном добавил он,†Ц женщина она, братЕ

» снова прикрылс€ газетой.  огда € внезапно обернулс€ к нему, отец не смотрел на газету, а, полузакрыв глаза, чему-то улыбалс€.

Ц†“ы чего, отец?†Ц покровительственно спросил €.

Ц†Ёх, брат, было и в мое врем€Е ѕрикрой-ка двери, чтобы мать не слышалаЕ я, брат, тебе порасскажуЕ

1915