пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

“ихий ужас

Ќам рассказывали много страшных вещей о жизни в —овдепии. ¬се они имели тот смысл, который хорошо определ€етс€ выражением: "∆изнь часто бывает неправдоподобнее вымысла".

—начала мы ужасались, ахали, заламывали руки и закатывали глаза. Ќо врем€ и прокл€та€ человеческа€ способность привыкать ко всему притупили наши нервы, угасили наше воображение.

ћимо бесконечной цепи чудовищных фактов, из которых в прежнее врем€ самый незначительный заставил бы нас закричать от боли, страха и отвращени€, мы проходим с усталым старческим равнодушием, с ленивым безразличием: "ƒа неужели?"

јнтанта давно зав€зала глаза своей совести и заткнула уши своим культурно-христианским чувствам.  омфортабельна€ јнгли€ Ц та просто-напросто, щад€ свои нервы, решила: "¬се эти русские беженцы и русские газеты врут. ¬ —овдепии живетс€ вовсе уж недурно, а принима€ во внимание общую низменность слав€нской расы, и совсем хорошо. —просите об этом наших газетных корреспондентов. ќни все знают".

ќттого-то у нас, русских зарубежных журналистов, пропадает и даже совсем пропало желание иллюстрировать советскую действительность живыми, непосредственными описани€ми со слов даже самых правдивых рассказчиков, самых достоверных свидетелей, самых холодных, тонких, беспристрастных наблюдателей.

∆изнь неправдоподобнее фантазии!

”дивило ли нас, когда мы узнали о потреблении в пищу человеческого м€са? Ќе поверить этому мы не могли: в сухом газетном отчете, набранном мелким шрифтом, так и сто€ло: китайцы ÷. и ”. и красноармейцы 2 и ” приговорены к расстрелу за спекул€цию(!) человеческим м€сом.

ƒа, мы немного удивились... Ќо когда нам привели, в подтверждение этой гнусности, третий, четвертый и п€тый случай, мы сказали, зевнув:

Ц —таро...

II

ƒа. ∆изнь бывает в своих искажени€х неправдоподобнее, чудовищнее вымысла.

¬от и сейчас в нашем распор€жении есть много потр€сающего материала из совдепского быти€. Ќо стоит ли приводить его в печати? „ем доказать действительность этих кошмарных рассказов? ¬нутренним убеждением в их голой, кричащей правде? „увством личного довери€ к наблюдательности совести очевидца? »ли тем, что реальность фактов, почти неверо€тных, подтверждаетс€ через сводку и терпеливую критику самых разносторонних вариантов на одну и ту же тему?

"ƒайте живое, ос€зательное доказательство!"

 акое? ƒокумент? Ц ≈го подлинность так легко опорочить. ‘отографи€? -Ќо современна€ фотографическа€ техника творит чудеса. »мена? Ц —пасите, силы небесные, братьев, сестер, др€хлых родителей, жену, детей и плем€нников смелого разоблачител€, выступившего с открытым забралом. Ќевеселые минуты проведут они в уединенном разговоре с ѕетерсом, ƒзержинским или с московским "комиссаром смерти" »вановым.

”же около двух мес€цев нам ведомо о тех орги€х, которые происходили в чрезвычайках во врем€ последнего красного натиска на юг –оссии. —ведени€ идут из трех разных мест: ¬оронежа, √омел€,  иева. ќни незначительно расход€тс€ в подробност€х, но взаимно дополн€ют друг друга и утверждают достоверность одного из самых ужасных €влений, какие только знала кровава€ истори€ человечества.

Ќикого, конечно, не поразил бы рассказ о том, что чрезвычайки после дневных трудов по допросу, пыткам и расстрелу предавались заслуженному отдыху в виде пь€нства, картежа и распутства. Ќо как не остолбенеть на минуту, услышав, что на этих пирушках обходила хоз€ев и гостей кругова€ чаша, наполненна€ спиртом пополам со свежей, еще не сгустившейс€, еще не почерневшей человеческой кровью. ќна так и называлась: "кубок красных коммунистов". »ногда дл€ этой цели служили св€щенные сосуды, похищенные из церквей, Ц тогда это буквальное "кровопийство", это т€гчайшее из кощунств сопровождалось непристойной и глумливой пародией на таинство евхаристии.

„аще всего при этом возмутительном обр€де, в виде припева, произносились слова: "ѕрежде они пили нашу кровь Ц теперь мы".

 то мне скажет, что этого не было?  онечно, уместно было бы приспособить при этом дь€вольском шабаше кодак, или кинематограф, или хоть граммофон. Ќо ведь все равно расчетливые скептики могли бы сказать: "Ё! »нсценировка!" Ќо кто посмеет отвергнуть свидетельство истории?

–азве вожди гуннов, готов и скифов, справл€€ победные торжества, не пили кровь своих врагов из черепов, оправленных медью, серебром и золотом?

–азве в ближайшую к нам эпоху, во врем€ ¬еликой французской революции Ц точнее, в день вз€ти€ Ѕастилии, Ц опь€невшие (не телом, но душою) фанатики не вырывали трепещущих, мокрых сердец из грудей аристократов и не пожирали их в безобразной свалке?

» кто отважитс€ пойти против точных утверждений науки?

–азве не признаны и не установлены ею причудливые €влени€ атавизма, хот€ причина их и окружена тайной? –азве мы не читали клинические записки  рафта-Ёбинга "Psyhopathia s'exualis", показывающие с жестокой, формальной правдой пределы падени€ человеческой души? » разве мы осмелимс€ хоть на минуту усомнитьс€ в том, что красные комиссары, коммунисты и чрезвычайки охвачены повальным, эпидемическим безумием?

ћожно ли после этого сомневатьс€ и в реальности "кубка коммунистов"?

“ому, кто нам лицемерно скажет: "Ётого не могло быть", мы твердо ответим:

Ётого не могло не быть.

Ёто можно, это нужно было предвидеть еще в 1917 году, когда впервые обозначилс€, пока еще в не€сных очертани€х, образ гр€дущего русского бунта Ц бессмысленного и беспощадного, когда впервые раздалс€ из мохнатых звериных пастей вопль: "ѕопили нашей кровушки!" ≈ще тогда, исход€ из законов массовой психики, надо было с уверенностью сказать:

Ц Ѕез сомнени€, мы накануне всамделишного, ритуального кровопийства...

ƒа наконец: разве две строчки, всего лишь семь слов евангельского текста не породили омерзительную скопческую секту?

III

ѕоследние беженцы из ћосквы и ѕетрограда передают о новом кошмарном роде промышленности, распростран€ющемс€ в больших центрах —овдепии и вызванном, без сомнени€, совокупностью таких мощных причин, как голод, болезни, всеобща€ спекул€ци€ и страх перед службой в р€дах красной армии. ¬ ѕетрограде, на Ќевском, открыто продаютс€ коробочки с насекомыми, вз€тыми с тифозных больных. “иф в насто€щее врем€, если можно так выразитьс€, выветрилс€, формы заболевани€ стали более легкими, процент смертности значительно понизилс€ (до двенадцати процентов), а между тем красноармейцам, по выздоровлении, полагаетс€ п€тимес€чный отпуск. ј так как из попул€рных объ€снений “роцкого и Ћенина серо-красна€ масса отлично усвоила, каким исключительным путем передаетс€ тиф от одного человека к другому, то и не надо искать дальнейших объ€снений...

ќ ѕетрограде нам рассказывала только что ушедша€ оттуда сестра милосерди€, с которой в лазарете общины были откровенны выздоравливающие солдаты. ѕо ее словам, коробка с рассадником стоила триста-четыреста рублей думскими.

¬чера мы беседовали с видным московским адвокатом-криминалистом, выступавшим до последних дней в качестве правозаступника по обвинени€м луб€нской „резвычайки. ќ торговле насекомыми ему рассказал в ћоскве на Ќиколаевской дороге один из железнодорожных служащих. јдвокат выразил сомнение. “огда железнодорожник, улучив нужную минуту, повел его на платформу, и там адвокат сам, лично, смог присутствовать при торге. Ѕыла куплена красноармейцем в форме пара насекомых по тыс€че рублей за штуку. ѕрежде заключени€ сделки покупатель потребовал доказательства в том, что приобретенна€ им движимость Ц действительно жива€.

¬ ¬€тке и ¬ологде коробочки сто€т всего лишь двадцать п€ть рублей...

¬сей этой мерзости так же нельз€ не верить, как и показани€м о людоедстве и оргиастическом питии крови.

» прежде была жестока и сурова русска€ солдатска€ служба. » прежде преследовались законом членовредители, которые, во избежание военной муштры, отстреливали и отрубали себе пальцы, вырывали дес€тки зубов, прокалывали барабанные перепонки и т. п. —оветские декреты о наборе не знают ни исключений, ни снисхождений, ни послаблений. "¬с€кий, кто способен сто€ть на ногах, идет в красную армию". » точка.

—оветские солдаты о процентах смертности, конечно, ничего не знают. «нают только о надежде получить отпуск. » наперебой опускают руки в лотерейную урну, где веро€тность вынуть билет смерти почти так же велика, как при расстреле через дес€того. “ак огромен в них ужас перед хваленой красноармейской дисциплиной и перед властью коммунистических €чеек.

» когда, нар€ду с этой позорной торговлей, читаешь в советских газетах статьи, телеграммы и резолюции, в которых доблестные советские войска пламенно рвутс€ в бой, то невольно думаешь: в преисподней на раскаленных плитах катаетс€ дь€вол и давитс€ от хохота.

IV

¬от € перечислил такие кошмары советской действительности, перед которыми бледнеют сумасшедший дом, каторга, тифозный бред и сама преисподн€€. Ќо Ц увы Ц € бил по привычному, давно не чувствительному месту, по равнодушию и предвз€тым мнени€м.

–аньше была циническа€ поговорка: " аждый народ достоин своего правительства".

“еперь если не говор€т, то думают иначе: "–усский народ достоин своей революции".

Ќо у мен€ в запасе осталс€ последний ужас: тихий, медленный, облеченный в форму заботливого государственного распор€жени€. Ќесмотр€ на свою внешнюю невинность, он стократно страшнее вс€ких пыток и расстрелов. Ёто декрет о замене дл€ всего населени€ паспортов единообразными "трудовыми книжками". ¬от как комментирует это нововведение советска€ пресса:

"...ћы должны заставить трудитьс€ тех, кому не приходилось трудитьс€ ранее, и тех, кто теперь отлынивает от труда, когда его нужно удес€терить, чтобы победить разруху.

 роме того, мы должны строго распределить наши трудовые силы, чтобы проделать нашу работу возможно быстрее и организованнее. ј дл€ этого нам необходим строгий учет и неослабное пролетарское наблюдение, чтобы честно трудитьс€ научились все. ƒл€ этого мы и даем каждому гражданину книжку, где наши предпри€ти€ и учреждени€ будут вписывать, каким производительным, полезным дл€ общества трудом зан€т гражданин, что он делает, чтобы считатьс€ достойным членом государства, а не трутнем.

–абоче-кресть€нское правительство интересует только одно: трудитс€ гражданин или лодырничает. » на этот вопрос дает всесторонний ответ эта трудова€ книжка. ќна поможет нам вплотную подойти к осуществлению величайшей нашей задачи: приучить всех к труду.

 огда труд станет свободным, естественным, трудова€ книжка умрет, сделав свое славное дело, но до тех пор она поможет нам осуществить наш великий лозунг:

 то не трудитс€ Ц тот не ест..."

Ќе нужно обладать ни особенно пылким воображением, ни исключительным даром пророчества, чтобы представить себе, сколько т€гчайшего, непоправимого зла несет с собою эта обезличивающа€ вс€кую индивидуальность "трудова€ книжка".

¬се мы, со времен нашей золотой юности, помним прокл€тую п€ти- и двенадцатибалльную систему отметок за учение, прилежание и поведение, вместе с наградами, похвальными листами, наказани€ми, штрафным журналом, волчьим паспортом и исключением по третьему пункту без объ€снени€ причин.

ѕомним, как калечились наши души, когда из цветов земли мы обращались в первых и последних учеников, тихонь, зубрил, выскочек, подлиз, фискалов, любимчиков и... даже в наивных провокаторов...

ѕомним, каким божеским наказанием, какой египетской работой была дл€ нас наука и сколько хитростей, уловок, Ц скажем пр€мо Ц даже подлостей должен был изобретать свежий детский ум дл€ получени€ спасительной тройки.

ѕомним мы и учителей: неумных, гр€зных, озлобленных неудачников, придирчивых, грубых, деспотичных... я знаю многих людей светлого ума, большого опыта и испытанной храбрости, которые чистосердечно признаютс€, что и до сих пор, увидав во сне школьные экзамены, они просыпаютс€ в холодном поту.

—истема "трудовой книжки" бесконечно страшнее и гибельнее. ¬с€ нелепа€ педагогическа€ тирани€ дореволюционной школы должна охватить дес€тки миллионов населени€. Ќа какую низость и гадость не способен человек, падающий от голода?  акой неслыханный простор дл€ злоупотреблени€ предоставл€етс€ пролетари€м-наблюдател€м, облеченным сверхчеловеческой властью над слезою и животом любого р€дового гражданина!  акое безбрежное поле открываетс€ дл€ взаимного шпионажа, дл€ доносов и интриг.  акое произойдет неслыханное нагромождение рабства, злости, мести, предательства, продажности чести, ума, слова и, конечно, тела!

»дет шигалевщина! »сполн€ютс€ грозные слова ƒостоевского, сказанные им в "порыве великого гнева":

√осподи! Ќеужели и эта последн€€ кара не минует нашу грешную родину?