пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

 вартирна€ хоз€йка

„аще всего она вдова пехотного капитана, и потому называет себ€ штаб-офицершей. ќна толста, нечистоплотна, ходит целый день в широкой белой ночной кофте; лицо у нее красное, решительное, голос резкий, манеры и жесты воинственные. Ћюбит пить кофе с кип€чеными сливками и часто раскладывает пась€нс Ђмогила Ќаполеонаї. —ама с удовольствием ходит утром на базар, где давно уже, благодар€ энергичности фигуры и характера, пользуетс€ бо€зливым уважением со стороны овощных торговок, не признающих иногда авторитета даже самого городового. ¬ разговоре любит употребл€ть иностранные слова, а квартиранта непременно называет Ђмусьюї.

 огда будущий жилец, бедный студент, чиновник, приказчик или репортер,†Ц увидев на оконном стекле белый билетик, заходит узнать услови€, на которых отдаетс€ квартира, он видит перед собой не хоз€йку, а ангела.

Ц† ровать у вас сво€ есть? Ќет? Ќу, так € вам завтра же куплю. » матраца нет? Ёто ничего, ничего, все это завтра же будет. ¬ы не думайте, что € как прочие хоз€йкиЕ я, слава богу, могу понимать положениеЕ ƒеньги вперед дадите?.. ћой супруг, царствие ему небесное, служил в Ќ-ском полкуЕ ћы четыре года ротой командовалиЕ “олько три рубл€?.. јх, молодой человек!.. «наете, € вам, как мать, скажу: дайте вперед за мес€ц! ѕотом сами довольны будете. ј то что хорошего? “уда-сюда, гл€дь, денежки и разошлись.

¬ продолжение первых дней квартирант положительно уничтожен любезностью своей хоз€йки. ¬озвраща€сь со службы или с лекций, он застает ее развешивающей у него в комнате то кисейные гардины, то олеографические пейзажи. ѕосле обеда хоз€йка скромно стучитс€ в дверь и по€вл€етс€ с кофейником и молочником.

Ц†ћусью, может быть, кофейку?†Ц спрашивает она со сладкой улыбкой. ѕосле обеда это очень полезно. ћой покойный супруг, царство ему небесное, всегда любил после обеда побаловатьс€.

ќна присаживаетс€ к столу и начинает занимать квартиранта бесконечными рассказами из своей штаб-офицерской жизни. ќна была перва€ во всей дивизии дама. Ќа балах в ротонде у нее от кавалеров отбо€ не было, и однажды, из-за чести танцевать с нею третью кадриль Ц по значению, †Ц вставл€ет она с многозначительной улыбкой, прапорщик ѕул€ вызвал на дуэль штабс-капитана ЌеспокойногоЕ ј когда она с полком выступила из города, то ее провожала вс€ местна€ молодежь за четыре станции. ¬ыпито было п€тнадцать дюжин шампанского, а ей каждый из провожавших поднес по букету. Ђƒвадцать шесть букетов и все из одних белых роз!  аково это вам покажетс€, мусью?ї

≈сли жилец зан€т вечером какой-нибудь работой, хоз€йка входит в его комнату на цыпочках.

Ц†«анимаетесь? ¬от это с вашей стороны, мусью, прекрасно, что вы занимаетесь. Ќу, занимайтесь, занимайтесь, занимайтесь, € не буду вам мешать. ” мен€ спокойно будет заниматьс€, не то что у других хоз€ев. ” мен€, если, например, музыкант квартиру снимает, ни за что не пущу. ѕотому что, согласитесь, может быть, другим эта музыка совсем не симпатична?

“аким пор€дком проходит дней п€ть, шесть, даже цела€ недел€. ¬ одно прекрасное утро хоз€йка входит к жильцу, говорит с ним о погоде и вдруг, как будто бы вскользь, произносит:

Ц†ј об чем € вас, мусью, попрошу? “ам за квартиру еще с вас следует несколькоЕ тамЕ рублейЕ “ак, может быть, вы будете так любезныЕ Ќу, конечно, если только у вас естьЕ я ведь, слава богу, умею понимать людейЕ ћожет быть, у вас и нет в насто€щее врем€, но € знаю, что вы, как человек благородный, и все такоеЕ Ќе то что некоторые (здесь голос хоз€йки умышленно возвышаетс€ и лицо обращаетс€ к перегородке, за которой живет очень бедный и очень тихий телеграфист), которые живут вот уже мес€ц и до сих пор даже половины не заплатили! Ќет-с! (√олос еще более возвышаетс€). “ак благородные квартиранты не поступают. “ак поступают только жулики-с! ƒа-с!..

¬ этот день квартирант уже не получает послеобеденного кофе.

Ќа другое утро хоз€йка, не прибега€ к дипломатической прелюдии о погоде, пр€мо напоминает:

Ц†ћусью, а насчет того, что € вас вчера просила?.. “ак пожалуйстаЕ ¬ы ведь знаете, € бедна€ вдова, и за мен€ некому вступитьс€, а с мен€ тоже хоз€ева спрашивают. Ќынче, честное слово, последний рубль издержала на базар.

¬ернувшись со службы, жилец застает хоз€йку в своей комнате: она снимает гардины с окон и картины со стен.

Ц†я вижу, мусью, вам не особенно это нужно, говорит она, отр€са€ с гардин пыль под самым носом молодого человека, а у мен€ здесь квартирант новый нан€л комнатуЕ так вот, хочу емуЕ

Ќовый квартирант дает о себе скоро знать. ¬ечером, когда старый жилец садитс€ за изучение лекций по римскому праву или за поверку кассовой книги, из соседней комнаты нежданно раздаютс€ крики грудного младенца, крики т€гучие, пронзительные, гнусавыеЕ  рики восход€т вверх по хроматической гамме, спускаютс€ вниз, проделывают сложные пассажи, и квартирант с отча€нием в сердце убеждаетс€, что р€дом с ним поселилс€ ученик музыкального училища по классу гобо€.

— этого дн€ требовани€ хоз€йки уже тер€ют снисходительный и небрежный характер. ќна начинает длинные рассуждени€ на тему, что так благородные люди не делают, что она сама благородна€ дама и такого странного обращени€ с собою допустить не может, что вот соседний жилец это сразу видно человек благородный: заплатил деньги вперед за мес€ц, и она к нему никаких претензий не имеет.

ѕотом неисправный квартирант, против желани€, слышит через тоненькую перегородку, как в комнате гобоиста звен€т после обеда ложки и стаканы и как хоз€йка резонирует в повышенном тоне о некоторых , которые вот уже целый мес€ц и так далее.

—лучаетс€, что немилости хоз€йки подвергаютс€ все жильцы одновременно, причем всегда составл€ет исключение какой-то таинственный мужчина высокого роста, с большими черными усами и в ботфортах, живущий на хоз€йской половине и целый день фальшиво насвистывающий арию: Ђѕонапрасну, юнкер, ходишьї. Ётот таинственный незнакомец иногда прибавл€ет к сентенци€м хоз€йки и свой внушительный бас:

Ц†Ёто вы верно, сударын€. “ак только мерррзавцы могут поступать, а не благородные люди.

¬ одно прекрасное утро действи€ хоз€йки сразу принимают решительный характер. ќна не входит, а врываетс€ в комнату неисправного квартиранта и начинает громко, с драматической жестикул€цией доказывать, что она имеет свое полное право, что она женщина бедна€, но благородна€, что она не хочет держать разной голи. ¬о врем€ ее монолога из-за дверей раздаетс€ сочувствующий бас незнакомца с черными усами:

Ц†ƒа что вы, сударын€, с этими шерамыжниками разговариваете? ¬ шею их гоните, и дело с концомЕ “олько нервы свои расстраиваете понапрасну. „ерез два дн€ после нового объ€снени€ хоз€йка, как бур€, стремитс€ в кухню, и оттуда слышитс€ ее зычный голос:

Ц†√апка, ступай, вынь у этого прохвоста вьюшки из трубы! » чтобы больше грубку ему не топить!..

√апка входит в комнату жильца самым сенсационным образом, громко шлепа€ ногами и особенно нагло верт€ толстыми бедрами. ¬ытащив с грохотом из трубы вьюшки, она с такой же помпой исчезает.

¬озвратившись в этот день домой поздним вечером, квартирант, по обыкновению, робко нажимает звонок. ƒверь тотчас же с треском распахиваетс€, и из нее последовательно вылетают: сначала чемодан квартиранта, потом его подушка, обернута€ оде€лом, и, наконец, узелок с бельем, причем в отверстие двери квартирант видит свою хоз€йку в ночной кофте, со свечой в руках, и таинственного незнакомца в одном белье. ѕосле всего к ногам несчастного квартиранта летит его документ, и густой бас незнакомца злорадно произносит: Ђ¬от теперь попл€ши-ка на морозе-то!ї ƒверь с таким же треском захлопываетс€, как и отвориласьЕ

≈сли же, не дождавшись такого непри€тного окончани€, квартирант как-нибудь умудритс€ заплатить деньги, обращение хоз€йки мгновенно измен€етс€.

Ц†¬ы не думайте, мусью, что € вам хочу непри€тность сделать, когда о деньгах напоминаю. Ќо вы понимаете? я женщина бедна€, вдова, долго ли мен€ обидеть? ѕоверите ли: сегодн€ последний рубль на базар издержала. ¬от только вы и помогли, дай бог вам здоровь€.