пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

’удожник

¬лечение к "св€тому искусству" почувствовал весьма рано. ¬ самом нежном детстве разрисовывал углем заборы, вследствие чего бывал нередко таскаем за уши местным "будочником".

ѕотом растирал краски в "ателье" лаврского мал€ра. —воею бойкостью обратил на себ€ внимание заезжей помещицы-филантропки и был на ее средства отправлен обучатьс€ живописи.

ѕросидев на первом курсе училища четыре года, разошелс€ во мнени€х с профессорами и вернулс€ в  иев, где и возлег с подобающим почетом в лоне местных талантов.

¬згл€ды свои на искусство исповедует коротко, определенно и отрывисто:

- –афаэль - младенец... √оловки с бонбоньерок... ѕасхальные херувимы... ћикельанджело тоже... –ибейра, —альватор –оза, ¬андик, “ициан, фламандцы и французы, италь€нцы и немцы - все они пачкуны и кисл€и... ∆ивопись вывесок... –ембрандт еще туда-сюда, но и тот... Ѕудущее принадлежит нынешней молодежи "с настроением".

ѕро современников отзываетс€ неодобрительно:

- ѕрофессора ничего не понимают. —тарье, рухл€дь, развалины... ”нижают искусство... я с ними расплевалс€... јйвазовский пишет подносы.  левер €ичницу с луком... Ўишкин - колоссальна€ бездарность... "ѕередвижники" - это генералы, насильно захватившие гегемонию... √л€деть совестно... Ѕлины какие-то, а не картины... Ќет-с. Ќе из ѕетербурга и не из ћосквы, а из  иева восси€ет свет истинного искусства.

- ћы - импрессионисты! - восклицает он в артистическом задоре и на этом основании пишет снег фиолетовым цветом, собаку - розовым, ульи на пчельнике и траву - лиловым, а небо - зеленым, пройд€сь заодно зеленой краской и по голове кладбищенского сторожа.

Ќа выставку киевский художник посылает исключительно пейзажи, уморительные пейзажи, где на первом плане торчат цветы ромашки с чайное блюдечко величиною, а непосредственно за ромашкой виднеетс€ микроскопический ƒнепр с неизбежным пароходом.

 иевский художник - исключительно пейзажист. ќ рисунке и перспективе он знает только понаслышке из дес€тых уст, а пейзаж всегда можно писать теми сочными, небрежными и размашистыми мазками, которые служат несомненными признаками оригинального таланта. ≈сли же посетитель и встретит случайно на выставке жанр или портрет, то долго стоит перед ним в недоумении, пока не решит, что это, должно быть, одна из загадочных картин: " уда делась собака колбасника?" или "√де здесь Ќаполеон?".

ќднако публика изредка покупает эти "апрельские утра" и "зимние вечера". я долго удивл€лс€: чем руководствуютс€ при своих покупках эти меценаты, и, наконец, решилс€ допросить об этом одного из них, только что купившего за дес€ть рублей полуторааршинный "–азлив ƒнепра".

- ¬идите ли, батенька,- отвечал добродушно меценат, толстый конотопский помещик,- первое дело: рамка довольно прилична€, а второе - это все-таки не олеографи€, а масл€на€ краска... ѕусть висит себе над диваном в гостиной...  то же ее будет разгл€дывать-то? ј вид все-таки комнате придает...

 ак только картина приобретена, художник немедленно спекулирует на ее успех и в тот же вечер при лампе пишет к ней "панданчик". ќставл€€ фон нетронутым, передний план чуть-чуть измен€ет: там, где были скамейки, ставит камень, а на месте камн€ пишет скамейку.

Ћюбит выставл€ть "этюды". Ётюдом у него называетс€ дерев€нна€ дощечка вершков трех в квадрате по ней в длину два мазка: голубой - небо и зеленый земл€.

- Ётюд художника - это все равно, что чернова€ рукопись ѕушкина! - кричит он вдохновенно.- —окровище!.. »сторический документ!.. ¬ нем видно "настроение", виден "момент", выхваченный из природы, видно, как душа выливалась и как отразилс€ мир в творческих глазах!

—праведливость требует заметить, что все эти изли€ни€ и моменты "с настроением", все эти исторические документы отправл€ютс€ обыкновенно с выставки полностью на квартиру художника, где "творческие глаза" могут их созерцать вплоть до следующей выставки.

 иевские художники разделились по крайности дес€тка на два или на три групп. ≈сть между ними общество "осенников", общество "весенников", "декабристов", "независимых" и так далее. Ќекоторые товарищества состо€т всего-навсего из двух человек, между которыми все-таки существует трогательное согласие в том, что художники прочих групп - мал€ры и бездарности. “ак же крепко они уверены, что солнце искусства взойдет непременно с их палитр.

—редства к существованию киевский художник добывает писанием образов по заказу киевских монастырей и в этом отношении так наловчилс€, что любого св€того может нарисовать с закрытыми глазами.

Ѕеспечного весель€, шума, артистических проказ, талантливых и остроумных шалостей - нет в мастерских киевских художников. ¬ них господствует самое кислое уныние, винт "по маленькой", профессиональное зло€зычие и услаждение своих самолюбий.

- ѕомните вы мои "Ѕарки в дождь"?

 аков колорит?

-"ƒа, удивительный колорит".

- ј каковы дали в моем " итаеве"?

- "„удные дали".

- ј мои " араваевские дачи"?.

- Ќу-ка, пусть попытаютс€ академисты передать эти эффекты осеннего заката.

- " уда им, этим нер€хам, этим ходульным мал€рам!"

Ќадо в конце оговоритьс€. ƒвое или трое художников вырвались из этой инертной, бездарной среды, и теперь имена их известны всей –оссии.