пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

ƒнепровский мореход

ќн все лето совершает один и тот же очень короткий рейс от  иева до... "“рухашки" и обратно. Ќадо отдать ему справедливость: он обладает недюжинными навигаторскими способност€ми, потому что ухитр€етс€ даже на таком микроскопическом рассто€нии устроить изредка маленькое "столкновеньице" с конкурентным пароходом или какую-нибудь иную "катастрофочку" увеселительного характера.

ќн обыкновенно называет себ€ "штурманом дальнего плавани€". Ќе верьте ему. ќн не был даже и на каботажных курсах, а просто поступил на пароход помощником капитана (вернее сказать кассиром и контролером билетов) и "достукалс€" всеми правдами и неправдами до капитанского звани€. Ёто не мешает ему, однако, за бутылкой доброго конь€ку с увлечением рассказывать о своих приключени€х, о стычках с малайскими пиратами, об авари€х в »ндейском океане, о пребывании в плену у людоедов и о прочих ужасах, от которых у слушателей бегают по спине мурашки. ќдин очень достоверный свидетель передавал мне, как однажды, в критическую минуту, какой-то из днепровских мореходов обнаружил свои специальные знани€ и присутствие духа. Ќа пароходе, шедшем от  иева вниз, лопнула рулева€ цепь, и его понесло течением пр€мо на быки ÷епного моста. ћежду пассажирами подн€лс€ страшный переполох. ¬се суетились, бегали и кричали, объ€тые ужасом; некоторые собирались уже бросатьс€ в воду...

- " апитана!  апитана!" раздавались отовсюду испуганные голоса. Ќо капитан не внимал вопл€м своих жертв. ќн металс€ взад и вперед по палубе, ломал в отча€нии руки и кричал:

- ќставьте мен€!  акой €, к черту, капитан? я даже и плавать не умею. —пасайс€, кто может!

— этими словами доблестный капитан надел на себ€ единственный, имевшийс€ на пароходе спасательный по€с и с поразительным спокойствием стал дожидатьс€ крушени€ парохода...

Ѕолее серьезные рейсы совершает днепровский мореход зимою, когда, име€ право носить довольно красивую (хот€ несколько фантастическую) форму, получа€ половинное жалованье и ровно ничего не дела€, он попадает в свою сферу. ќн отдает €кор€ в "ёге", нагружаетс€ в этой бухте, разводит пары и под сильным боковым ветром плывет в "“улон", заход€ по дороге и в другие гавани... —лучаетс€ нередко, что он, претерпев жестокую "аварию", становитс€ на "мертвый €корь" в ближайшем полицейском участке.

¬прочем, и во врем€ летних рейсов он редко бывает "не под парами".

— публикой он груб, игрив с дамами и побаиваетс€ своего лоцмана, который хот€ и подчинен ему официально, но на самом деле руководит движением парохода и знает днепровский фарватер гораздо лучше своего капитана. ¬ разговоре с сухопутными людьми любит иногда щегольнуть английским восклицанием, вроде: "all right" или "Goddam". ("¬се в пор€дке" или "„ерт возьми", англ.).

— внешней стороны днепровский мореход представл€ет собою рослого, здорового мужчину, на котором красиво лежит коротенька€ тужурка с прилепленными к ней со всех сторон €кор€ми. ќн всегда к услугам тех дам, которые даже и на таком небольшом рассто€нии, как от  иева до  ременчуга, не могут обойтись без флирта. —то€ у рулевого колеса и положив на него руку, он рисуетс€, принимает пластичные, мужественные позы и с чувством необычайного достоинства кричит, наклон€€сь к рупору:

- "«адний ход! —топ! ѕолный ход!"

—урков, ‘ельман и прочие участники “арханкутской тарарабумбии несомненно принадлежат к описанному классу мореходов.

«лые €зыки дали днепровским мор€кам прозвище "швейцарских мор€ков".